Правила подготовки учебника к публикации. Руководство издателя
- Структура книги
- Титульная страница
- Оборот титульной страницы
- Аннотация
- Ключевые слова
- Оглавление
- Коллектив авторов
- Список сокращений
- Предисловие
- Введение
- Заключение
- Основной текст
- Заголовки
- Раздел (часть)
- Глава
- Параграф (подпараграф)
- Разметка текста
- Язык и стиль
- Терминология, единицы измерения и сокращения
- Формулы и программные коды
- Таблицы
- Рисунки и иллюстрации
- Подписи к рисункам
- Файлы рисунков и иллюстраций
- Дидактические элементы (примеры, контрольные вопросы, тесты, кейсы, задания, упражнения и пр.)
- Справочные цитаты (ссылки на литературу)
- Постраничные сноски
- Внутритекстовые ссылки
- Список литературы
- Приложения
- Вниманию авторских коллективов
- Контрольный лист подачи рукописи
- Маркетинговая стратегия книги закладывается на этапе рукописи
Структура книги
Чтобы гарантировать беспрепятственный процесс публикации и плавное преобразование вашей рукописи в окончательный макет, рукопись должна быть структурирована следующим образом.- Титульная страница, оборот титульной страницы, предисловие* и (или) введение, оглавление, коллектив авторов (для книг, которые написаны не одним автором), список сокращений (при необходимости): перечисленные элементы предшествуют фактическому содержанию книги.
- Основной текст: состоит из глав, представляющих собой содержание книги — текст, рисунки (иллюстрации), таблицы, формулы, сноски, — а также списка литературы. Главы можно группировать по разделам (частям). В конце рукописи перед списком литературы дается заключение. Оно логически завершает книгу.
- Вспомогательные материалы: располагаются после списка литературы и могут содержать приложения, глоссарий и/или предметный, алфавитный, тематический указатели, все из которых являются необязательными.
Вернуться к содержанию ↑
Титульная страница
Пожалуйста, укажите имена всех авторов/редакторов, название книги и подзаголовок (если есть). При подаче рукописи убедитесь, что последовательность имен авторов верна и название вашей книги является окончательным.
После того как рукопись передана в производство, изменение названия, подзаголовка или авторства становится крайне проблематичным.
Важно!
Для книг СПО название книги должно строго соответствовать названию дисциплины, содержание (название глав) — содержанию программы дисциплины.
Для книг ВО строгих требований к названию и содержанию нет.
Вернуться к содержанию ↑
Оборот титульной страницы
На обороте титульной страницы указываются рецензенты — фамилия и инициалы, место работы, ученая степень, ученое звание, должность.При оформлении рецензии подпись рецензента должна быть заверена печатью учебного заведения, согласие заполняется от руки. В издательство можно предоставить отсканированный вариант.
Важно!
Рецензии (согласия рецензентов) необходимы для размещения книги в РИНЦ. В обязательном порядке одна из рецензий должна быть от стороннего рецензента. По всем вопросам, касающимся оформления рецензий (согласий рецензентов), просьба обращаться к сотруднику авторского отдела, с которым подписывали договор.
Скачать образец рецензии
Скачать образец согласия рецензента
На обороте титульной страницы может быть указана служебная информация, относящаяся к процессу создания книги. Например:
Издано при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Вернуться к содержанию ↑
Аннотация
Напишите аннотацию, следуя нашим правилам.Обязательные части: 1) предметное описание (не менее 3—4 предложений); 2) ссылка на ФГОС; 3) читательский адрес; 4) ключевые слова.
Важно!
Общий объем аннотации не должен превышать 800 знаков с пробелами (требование сайтов и баз цитирования, при размещении в которых все знаки после 800 автоматически удаляются).
1. Раскрываются статус банка как денежно-кредитного института, его деятельность, а также основное содержание выполняемых им операций. Отдельное внимание уделяется особенностям взаимоотношений банка с клиентами, традиционным операциям по привлечению ресурсов, кредитованию и организации расчетов. Рассматриваются многочисленные виды операций, требующих особых процедур и знания правил их совершения. На материалах отечественной и зарубежной практики показываются операции банка в развитии. Приводятся примеры, анализируются особенности деятельности банка в период экономического кризиса.
Аннотация (СПО):
2. Соответствует ФГОС СПО последнего поколения.
3. Для студентов среднего профессионального образования (обязательное начало каждой аннотации в СПО), обучающихся по … (далее вариативно.)
Аннотация (ВО):
2. Соответствует ФГОС ВО последнего поколения.
3. Для студентов бакалавриата (обязательное начало каждой аннотации в ВО), обучающихся по … (далее вариативно.)
3.1. Для студентов специалитета, обучающихся по … (далее вариативно.)
3.2. Для студентов магистратуры, обучающихся по … (далее вариативно.)
3.3. Для студентов ординатуры, обучающихся по … (далее вариативно.)
3.4. Для аспирантов (направление «ХХХ», специальность «ХХХ».)
4. Ключевые слова: не более пяти ключевых слов.
Вернуться к содержанию ↑
Ключевые слова
Ключевые слова необходимы при размещении книги в РИНЦ. Ключевые слова указываются после аннотации.Каждое ключевое слово не должно содержать более двух сложных слов.
При выборе ключевых слов думайте о них, как о терминах, которые помогут кому-то найти вашу книгу в верхней части списка поисковых систем. Следует избегать неопределенных терминов (например, «пример из практики»), так как это приведет к тысячам результатов поиска, но не к нахождению именно вашей книги.
Все слова (словосочетания) пишутся со строчной (маленькой) буквы, разделение — точкой с запятой (;), в конце точка (.)
Исключения — имена собственные, названия государств, аббревиатуры и другие слова, где необходимо написание с прописной (заглавной) буквы.
|
|
Вернуться к содержанию ↑
Оглавление
Перечислите все части (разделы), главы и дополнительный материал (приложения, предметный указатель, глоссарий) в их окончательной последовательности.Если ваши главы пронумерованы, используйте арабские цифры и нумеруйте главы последовательно по всей книге (глава 1, глава 2 и т.д.), т.е. не начинайте заново с каждой части.
При наличии частей (разделов) используйте римские цифры для частей (Часть/Раздел I, Часть/Раздел II и т.д.). Пожалуйста, не используйте подчасти.
Не стоит выносить в оглавление заголовки третьего (1.1.1) и более низких уровней.
Введение (предисловие) и заключение также включаются в оглавление.
Вернуться к содержанию ↑
Коллектив авторов
Коллектив авторов оформляется отдельной страницей с указанием ФИО автора полностью, регалий, места работы и написанных глав (параграфов), в том числе и в соавторстве.Указание на авторство внутри глав не допускается и будет удалено.
Посмотреть пример оформления 1 | Посмотреть пример оформления 2 |
Вернуться к содержанию ↑
Список сокращений
Список сокращений и (или) символов является необязательным, но может оказаться очень полезным, если по всему тексту приводятся многочисленные аббревиатуры, сокращения и специальные символы.Список должен соответствовать сокращениям, которые вы дальше будете использовать в тексте.
Если сокращение используется один раз — в список оно НЕ выносится. Не следует вводить в список сокращения, которые не используются в основном тексте и наоборот: не стоит вводить дополнительные сокращения по тексту, которые не отражены в основном списке.
Если в книге нет списка сокращений, то сокращения указываются при первом использовании с аббревиатурой в круглых скобках.
Вернуться к содержанию ↑
Предисловие
Предисловие обычно пишется авторитетом в данной области и служит рекомендацией к книге.Имя автора предисловия, его ученая степень и ученое звание указывается в конце предисловия; могут быть указаны дата и место написания.
Автор сам может написать предисловие. В этом случае оно должно содержать обоснование того, по какой причине именно эта тема привлекла внимание автора и побудила его взяться за нее (очевидно, автора не совсем устраивает освещение этой темы в современных источниках). В предисловии автор обосновывает актуальность САМОЙ ТЕМЫ, хронологию собственных научных поисков (возможно, он работает над темой много лет и т.п.) и при необходимости полемизирует с авторами-предшественниками. Автор показывает, что в своей книге он пойдет дальше своих оппонентов и расширит научные (познавательные) горизонты. В авторском предисловии допускается автобиографический момент (можно упомянуть о новой экспедиции, собственной лаборатории, личных научных экспериментах и т.п.) — при этом изложение подобных фактов должно быть лапидарным.
Важно!
Предисловие не должно быть введением в содержание книги.
Предисловие не должно содержать список литературы.
Вернуться к содержанию ↑
Введение
Введение должно стимулировать интерес к книге.Оно должно быть о книге: почему она важна, почему она написана, для кого написана, какова ее структура, чем обоснован выбор авторов.
Во введении формулируют рассматриваемую проблему, указывают изложенные темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Необходимо также уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи книги. По своему типу задачи учебного издания бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т.п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное издание и для каких направлений подготовки и (или) специальностей оно написано.
Рекомендуем указать основные требования к результатам освоения дисциплины: что студенты должны знать и уметь, какими инструментами и навыками владеть после освоения материала, какие профессиональные (ПК) и общие (ОК) компетенции приобрести.
Важно!
Введение не должно содержать список литературы.
Признание поддержки или помощи в подготовке книги может быть включено в качестве последнего абзаца(ев) введения.
Вернуться к содержанию ↑
Заключение
В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и трудно решаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.Заключение следует писать так, чтобы, не читая введение и основную часть, можно было понять, о чем книга, какую работу проделал автор и к какому итогу пришел. Не стоит копировать фразы или абзацы из вводной части. Можно в сжатом виде повторить главные мысли основной части работы. Но описывая их, нужно использовать новые фразы и формулировки.
Следует объективно представить полученный итог и сделать вывод, насколько эффективны выбранные автором действия, инструменты, методы и пр.
Вернуться к содержанию ↑
Основной текст
Заголовки
Уровни заголовков должны быть четко обозначены, и каждый уровень должен быть уникально и последовательно отформатирован и (или) пронумерован. Разметка заголовков: раздел (часть) — 18 кегль, полужирное начертание, глава — 16 кегль, полужирное начертание, параграф — 14 кегль, подпараграф — 12 кегль.Используйте десятичную систему нумерации, если заголовки пронумерованы.
Допускается не более пяти уровней заголовка в пределах главы.
Первые три уровня заголовков в главе должны быть пронумерованы. В дополнение к нумерованным заголовкам возможны еще два (более низких) ненумерованных уровня заголовка.
Никогда не пропускайте уровень заголовка. Единственным исключением являются вводные заголовки, которые являются частью абзаца, выделяются полужирным начертанием и которые можно использовать на любом иерархическом уровне.
Важно!
- Все заголовки (раздел, глава, параграф) не имеют знаков препинания в конце.
- Пронумерованный заголовок, по смыслу связанный с нумерацией глав и параграфов, выносится в оглавление.
- Заголовок не может быть предложением, он не может быть вводным к списку. Заголовок — это самостоятельная единица, которая служит для разбиения текста на отдельные смысловые части.
- Текст после заголовка не может начинаться с рисунка, таблицы, списка или перечня. Необходимо добавлять одно или несколько вводных предложений (содержащих в том числе ссылки на рисунок или таблицу).
- Структурная часть книги (раздел, глава, параграф) не может заканчиваться списком, рисунком или таблицей. Нужен завершающий абзац текста.
Вернуться к содержанию ↑
Раздел (часть)
Разделы (части) состоят из короткого заголовка и могут содержать краткий вводный текст (по желанию).Посмотреть пример с текстом | Посмотреть пример без текста |
Часть (раздел) не может состоять только из одной главы.
Перед первым разделом (частью) можно располагать до двух самостоятельных глав. Отдельная глава между двумя разделами (частями) невозможна.
Разделы нумеруются римскими цифрами (Раздел I, Часть I ...).
Важно!
Нумерация разделов НЕ входит в последующую нумерацию глав.
Подразделы (подчасти) в книге просьба не использовать.
Вернуться к содержанию ↑
Глава
Главы представляют собой фактическое содержание книги и содержат основной текст, рисунки (иллюстрации), таблицы, формулы, ссылки и сноски. Главы можно группировать по частям (разделам).Определите стиль нумерации глав и применяйте этот стиль ко всем главам: последовательно пронумерованные или ненумерованные.
Номера глав всегда являются арабскими цифрами (Глава 1, Глава 2 ...).
Если главы пронумерованы, они нумеруются последовательно по всей книге, нельзя начинать нумерацию заново с каждого раздела (части).
Рекомендуем
Начинать каждую главу с аннотации, которая обобщает содержание главы не более чем в 100–150 словах. Они появятся на BOOK.RU и других сайтах, будут доступны с неограниченным доступом для облегчения онлайн-поиска и позволят незарегистрированным пользователям прочитать аннотацию в качестве тизера для полной главы.
Вернуться к содержанию ↑
Параграф (подпараграф)
Параграфы имеют двойную арабскую нумерацию, где первая цифра — номер главы, вторая — номер параграфа в главе.Нумерация параграфов всегда должна соответствовать иерархической последовательности. Например, невозможно размещать параграф 1.4 сразу после параграфа 1.2.
Не следует вводить слишком многоуровневую цифровую нумерацию. Стоит ограничиться четырьмя уровнями: 1.1.1.1.
Посмотреть образец главы учебного пособия |
Вернуться к содержанию ↑
Разметка текста
Полужирное начертание шрифта следует использовать только для вводных заголовков и терминов (определений), на которых нужно заострить внимание читателя.Важно!
Не выделяйте полужирным начертание шрифтом целые предложения и тем более абзацы!
Курсивное начертание шрифта следует использовать для определений второго уровня, акцентных слов или фраз, но не стоит выделять курсивом целые абзацы.
Излишняя шрифтовая разметка делает текст сложным для восприятия и рассеивает внимание читателя.
Отдельные определения могут быть вынесены на цветную плашку (единообразно по всем главам).
Важно!
Не рекомендуется включать режим переносов, вручную переносить слога, если вам кажется, что текст на странице располагается неравномерно. Не стоит пробелами или табуляцией выравнивать расстояния между словами на строке или переносить фрагменты текста на следующую страницу с помощью разрыва страниц. Издательство все сделает за вас при верстке макета. В файле word подобные операции излишни и только усложняют работу сотрудников редакции. Ведь при любом изменении формата все ваши усилия становятся бесполезными, время оказывается потраченным зря, подготовка файла к верстке затягивается, а конечный результат в макете в любом случае будет иным.
Посмотреть пример излишнего оформления |
Вернуться к содержанию ↑
Язык и стиль
Проверяйте правильность написания имен, терминов и сокращений, в том числе в таблицах и подписях к рисункам. Сверяйте цитаты с первоисточником.Важно!
В учебной литературе от первого лица говорить не принято. Не должно быть «мы», «я», «мой», «наше»… Допустимы конструкции «на наш взгляд», «по нашему мнению», «на взгляд авторов».
Помните, что начинать абзац с инициалов и фамилии — плохо. Лучше написать «известный специалист в области…» или что-то в этом роде. Если все те люди, кого вы цитируете в книге, не подходят под определения «известный», «ведущий» или «основоположник», то фамилии следует оставить в сносках, а предложения перевести в безличную форму.
Пример: «В специальной литературе индивидуализация трактуется как организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпов обучения …» + сноска на материал.
Не стоит использовать парцеллированные неполные предложения без подлежащих или сказуемых.
Вернуться к содержанию ↑
Терминология, единицы измерения и сокращения
Технические термины и сокращения должны быть определены при первом их появлении в тексте. Пожалуйста, всегда используйте международно признанные знаки и символы для единиц измерения (также называемых единицами СИ).Вернуться к содержанию ↑
Формулы и программные коды
В Word используйте функции Math, MathType или редактор Microsoft Equation для создания формул. Пожалуйста, не включайте уравнения в виде изображений.Важно!
Необходимо набрать все формулы в формульном редакторе, а не ставить их картинками. В верстке они все будут разного размера, некоторые не будут читаться.
Если уравнение является частью предложения, пунктуация следует обычным языковым правилам.
Внутри уравнений числа, знаки препинания, круглые скобки, названия общих функций, единицы измерения или математические знаки набираются прямо; переменные — курсивом, а векторы — полужирным шрифтом.
Буквенный текст компьютерных программ отличается от текущего текста без засечек (например, Arial) и непропорциональным шрифтом (например, Courier).
Если у вас сложная книга с большим количеством формул, подготовьте ее в соответствии с нашими требованиями и предоставьте нам готовый PDF-файл, который вы считаете корректным и который вас устраивает по всем параметрам.
Мы принимаем этот файл в производство и в течение 3-х недель готовим макет (добавляем титул-оборот), отправляем вам на утверждение. Правку в сам макет внести будет НЕЛЬЗЯ! Исправлять вы сможете только титул-оборот (1 и 2 страницы книги), сам блок не трогаете! После утверждения макета он будет передан в ЭБС, книга попадет в прайс, будет размещена в РИНЦ.
Скачать требования для формульных и технических книг |
Посмотреть пример оформления 1 Посмотреть пример оформления 2 |
Вернуться к содержанию ↑
Таблицы
Подписи к таблицам начинаются со слова «Таблица», за которым следует номер таблицы и ее заголовок.Подписи к таблицам не имеют знаков препинания в конце.
При необходимости добавьте ссылку на источник под таблицей (не в сноске!).
Пронумеруйте таблицы последовательно, используя номер главы и номер таблицы в главе (например, Таблица 1.1 для первой таблицы в главе 1), и убедитесь, что все таблицы цитируются в тексте в последовательном порядке. Не пишите «следующую таблицу», поскольку в макете таблицы могут быть перемещены в пределах страницы для лучшего расположения текста. Ссылка в тексте на таблицу обязательна!
Пример: (табл. 1.1) или «представлено в табл. 1.1».
Используйте табличную функцию для создания и форматирования таблиц. Не используйте пробел или несколько вкладок для разделения столбцов и, пожалуйста, не используйте Excel для создания таблиц, так как это может вызвать проблемы при преобразовании ваших таблиц в программу набора текста и другие форматы.
Простые списки из одного столбца не следует рассматривать как таблицы. Вместо этого используйте функцию отображаемого списка.
Важно!
Не вставляйте в рукопись таблицы в виде картинок, в верстке такие таблицы читаться не будут. Все таблицы следует набирать вручную.
Вернуться к содержанию ↑
Рисунки и иллюстрации
Пронумеруйте рисунки, используя номер главы (например, Рис. 1.1 для первого рисунка в главе 1), и убедитесь, что все рисунки цитируются в тексте в последовательном порядке. Ссылка в тексте на рисунок обязательна!Пример: (рис. 1.1) или «показано на рис. 1.1».
Вариант «представлено на рисунке ниже (выше, слева, справа)» не используется!
Все схемы, диаграммы, графики также именуются рисунками и входят в общую нумерацию.
Фотографии и «тяжелые» рисунки не нужно пытаться вставить в файл word. В тексте должна быть ссылка на номер рисунка (фото), а в отдельной папке даются сами рисунки. Название рисунка должно полностью соответствовать названию рисунка в рукописи или его номеру.
Посмотреть пример оформления текста и передачи рисунков |
Важно!
Помните, что формат печатной книги в два раза меньше файла word, а место, отведенное в книге под рисунок, еще меньше. Если рисунок у вас занимает полный экран и все обозначения на рисунке читаются, это не означает, что рисунок имеет должное качество. Уменьшите его до ¼ размера страницы и проверьте, все ли теперь на нем видно.
Большие рисунки в неизменном формате А4 можно перенести в еПриложение, оставив ссылки на них в тексте (ссылки будут выделены цветом).
В этом случае в аннотацию добавляется фраза: «Рисунки, отмеченные знаком «*», размещены на персональной странице книги на сайте BOOK.RU». А формат ссылок на рисунке будет таким: «Источником света служили две маленькие свечи, которые помещались между круглым и коническим зеркалами (рис. 1.3*)». Такие рисунки включаются в общую нумерацию.
Внимание!
Количество рисунков в книге не должно превышать 200!!!
Вне зависимости от объема самой рукописи.
Вернуться к содержанию ↑
Подписи к рисункам
Дайте каждому рисунку краткую подпись, точно описывающую, что изображено на рисунке. Включите подписи в текстовый файл, а не в сам рисунок.Определите все элементы, встречающиеся на рисунке, в подписи к рисунку; дайте расшифровку каждого элемента в подрисуночной подписи (легенде).
Если рисунок заимствуется из сторонней публикации, укажите источник под подписью к рисунку (не в сноске!).
Важно!
Источник в обязательном порядке должен быть указан под ВСЕМИ картинками, содержащими в себе бренды и торговые марки (даются ссылки на сайты).
Подписи к рисункам начинаются со слова «Рис.» полужирным шрифтом, за которым следует номер рисунка, также полужирным шрифтом. Далее идет название рисунка:
«Рис. 1.1. Название»
Подписи к рисункам не имеют знаков препинания в конце.
Важно!
Подпись к рисунку не должна быть повествованием, разъяснением или историей. Тем более она не должна состоять из нескольких предложений. Все подобные фрагменты следует перенести в текст, а рисункам дать лаконичные названия.
Вернуться к содержанию ↑
Файлы рисунков и иллюстраций
Фигура — это объект, который нарисован или сфотографирован; он состоит не только из символов и поэтому не может быть введен с клавиатуры.Не подавайте табличный материал в виде рисунков.
Графики и диаграммы должны быть сохранены в виде EPS-файла со встроенными шрифтами. Файлы MS Office (Excel или PowerPoint) могут быть представлены в исходном формате (xls, xlsx, ppt, pptx). Сканированная графика в формате TIFF должна иметь разрешение не менее 1200 dpi.
Фотографии или рисунки с мелкой штриховкой должны быть сохранены в формате TIFF с минимальным разрешением 300 dpi.
Комбинации полутонов и штриховых рисунков (например, фотографии, содержащие штриховые рисунки или обширные надписи, цветовые схемы) следует сохранять в формате TIFF с минимальным разрешением 600 dpi.
Рекомендуем
Не забывайте, что формат печатной книги в два раза меньше файла word.
Если рисунок не читается в word, он вообще не будет читаться в верстке.
Растягивание рисунка на формат А4 не улучшает качество рисунка и не делает его читабельным. Нельзя использовать функцию «Обрезка» — это снижает качество рисунка, при переносе его в верстку качество снизится еще.
Скачать требования к оформлению и качеству рисунков |
Скачать правила оформления скринов программ |
Посмотреть пример |
Вернуться к содержанию ↑
Дидактические элементы (примеры, контрольные вопросы, тесты, кейсы, задания, упражнения и пр.)
При разметке примеров следует использовать шрифт, отличный от основного (например, Arial), или основной шрифт, уменьшенный на кегль. Примеры должны быть выделены визуально отбивками до и после.Не выделяйте целые страницы в виде примеров, потому что это снижает читабельность.
Исторические справки, блоки «Это важно!», «Это интересно», «Обратите внимание», справочная информация и пр. также должны отличаться по шрифту от основного текста или быть выделены отбивками.
Используйте единый стиль для каждого из выделяемых элементов и следите за единообразием оформления каждого из них.
При написании контрольных вопросов и заданий помните, что вопрос должен иметь вопросительную форму, а не представлять собой тему или отдельное понятие. Задание должно иметь в себе указание на какое-либо действие: назовите, приведите, объясните и т.д. Блоки контрольных вопросов приводятся ОДНИМ из трех способов: или в конце параграфов, или в конце глав, или в конце книги. Смешанная форма не допускается!
По своему усмотрению вы можете добавить в книгу кейсы, ситуационные задачи, казусы, тексты для анализа, задачи, требующие решения (после первой задачи должен быть пример решения), кроссворды и любой другой проверочный материал.
Важно!
Помните, что объем проверочного материала не должен составлять половину общего объема книги.
Оптимальное соотношение основного текста и контрольных блоков 3:1.
Если в качестве примера или задания вы хотите дать ссылку на интернет-сайт, обратите внимание на следующее.
Ссылки на видео (аудио), размещенные в книге, должны быть исключительно авторскими: на сайт автора, канал автора в YouTube; наполнение ссылок — исключительно авторский контент.
Ссылки на файлы (аудио, видео) иных правообладателей — это реклама (поддержка) чужих сайтов (увеличение числа посещений).
Чтобы оставить в книге подобного рода ссылки, вы должны будете предоставить нам разрешение от правообладателя контента на размещение ссылок на его видео (аудио), которое будет использоваться в коммерческих целях.
Ссылки на материалы в YouTube сторонних каналов (каналов третьих лиц) не принимаются, так как никто не дает гарантии, что:
1) со временем данные материалы не будут удалены их правообладателями с канала, а значит, есть риски, что книга в какой-то момент потеряет свою актуальность, поскольку часть упражнений «завязана» только на использование стороннего контента;
2) к издательству (а потом и к автору) не будут предъявлены претензии о нарушении авторских прав третьих лиц.
Рекомендуем
Создайте свой сайт, канал в YouTube, иное место для хранения информации — в этом случае наличие и существование контента, необходимого для работы и находящегося по данному адресу, зависит исключительно от вас.
Наполняйте хранилище авторским контентом — это убережет вас от претензий со стороны третьих лиц, а содержание печатной книги будет актуально, пока вы поддерживаете свой сайт.
Если возникают определенные трудности на первых этапах, откажитесь от подобного рода заданий (примеров, кейсов) в книге.
Тестовые задания формулируются в виде утвердительного предложения. Текст в виде вопроса, а также задания типа «расположите», «укажите» не допускаются.
В печатном варианте тестов ответы нумеруются буквами, шрифтовая разметка не применяется. Недопустимо оформлять ответы то прописными (А, Б, В), то строчными (а, б, в) буквами, то цифрами со скобкой 1), 2), 3)..., то цифрами с точкой 1. 2. 3.
Оформлять ответы нужно только буквами, причем единообразно по всему тексту:
а) ХХХХХХХХХХХ;
б) ХХХХХХХХХХ;
в) ХХХХХХХХХХ.
Варианты ответов разделяются точкой с запятой.
Правильные ответы даются в конце книги одним из двух способов:
в виде списка: 1,а; 2,б,в; 3,а,г и т.д.
в виде таблицы:
Номер вопроса |
1 |
2 |
3 |
и т.д. |
Ответ |
а |
б, в |
а, г |
|
Публикация в книге правильных ответов на тесты — на усмотрение автора.
Тесты могут быть размещены в электронном виде на сайте www.book.ru
Пример теста: https://www.book.ru/check/930505/
Скачать требования к оформлению печатных тестов |
Скачать требования к оформлению электронных тестов |
Вернуться к содержанию ↑
Справочные цитаты (ссылки на литературу)
Все без исключения цитаты, особенно заключенные в кавычки, должны иметь ссылки на источник. Это могут быть постраничные сноски или ссылки на номер источника в списке литературы — [11], [25, 37] и т.п. Ссылка типа (И.И. Сергеев), или [590-П], или [Иванова] — не допускается.Цитирование с номерами ссылок в квадратных скобках идет либо по порядку цитирования, либо согласно последовательности в алфавитном списке: [3, 7, 12].
В издательстве принят следующий порядок оформления ссылок на литературу.
Затекстовые ссылки — в самом тексте после упоминания источника проставляются в скобках номер, под которым он значится в списке литературы, и, при необходимости, номер страницы.
Пример: [15, с. 42].
Если требуется сослаться сразу на несколько источников, номер каждого из них указывают в отдельных скобках через запятую.
Пример: [1], [2],[3], либо указывается интервал: [1—7].
Нежелательно приводить ссылки в тексте, указывая имя (имена) автора и год публикации в скобках: (Миллер, 1991) или Миллер (1991); (Миллер и Смит, 1994) или Миллер и Смит (1994); (Miller et al. 1995) или Miller et al. (1995)
Вернуться к содержанию ↑
Постраничные сноски
Сноски нумеруются сквозной нумерацией по всей книге и всегда размещаются внизу страницы (не в конце раздела, главы или параграфа). Они содержат дополнительную информацию.Важно!
Сноски не должны содержать маркированных списков, рисунков или таблиц.
Вернуться к содержанию ↑
Внутритекстовые ссылки
Если вы хотите внутри основного текста сослаться на определенный элемент, введенный ранее, помните: страницы файла word не будут совпадать с версткой. Ссылки на номера страниц лучше не использовать. Дайте ссылку на параграф, главу, таблицу, приложение — на что-то, что имеет собственное наименование и не зависит от номера страницы, на которой расположено.Вернуться к содержанию ↑
Список литературы
Список литературы может располагаться в конце каждого раздела (если есть разбивка на разделы), в конце каждой главы либо в конце книги. Именуется или «Литература», или «Список литературы». Слова «Рекомендуемая литература» не используются, поскольку такая литература не попадает в базы цитирования.На позиции из списка литературы по тексту расставляются ссылки в квадратных скобках.
На прямые цитаты по тексту источник указывается в постраничной сноске.
Важно!
Не включайте списки литературы в конец параграфа, в предисловие (введение) или приложения.
Списки могут быть структурированы следующим образом: литература — нормативная, основная, дополнительная (в этом случае дополнительная литература также не попадает в базы цитирования).
Позиции в списке должны располагаться в алфавитном порядке, за исключением нумерованной системы последовательного цитирования.
Поскольку мы издаем ненаучную литературу, строгих требований по оформлению списка к авторам не предъявляется. Каждый автор сам решает, какой схемы работы с книгой придерживаться, так как допустимы обе и ошибками не являются. Ряд авторов вообще не считает нужным приводить список источников, так как полагает, что при современной системе образования студент должен самостоятельно находить и изучать нужную ему литературу. В этом случае мы принимаем сторону автора.
Основное требование!
Списки литературы НЕ ДОЛЖНЫ дублировать источники в сносках. В сносках указываются источники цитат или даются комментарии/пояснения, сноски носят справочный характер и для изучения не обязательны. Материалы же, рекомендуемые для изучения, должны быть самостоятельными, т.е. это реальные произведения, которые автор предлагает изучить дополнительно к приведенному в книге тексту.
При смешанной форме, когда списки литературы идут поглавно, а в конце книги дается общий список, — позиции этих списков также НЕ ДОЛЖНЫ совпадать! Источник указывается один раз — или в списке в конце главы, или в общем списке.
Важно!
Еще раз обращаем внимание на то, что источники под заголовком «Рекомендованная литература» в РИНЦ не попадают, поэтому если вам важно, чтобы какие-то источники обязательно были указаны в РИНЦ, их необходимо включить в общий список литературы.
Вернуться к содержанию ↑
Приложения
После списка литературы вспомогательный материал книги может содержать приложения, глоссарий, указатели (предметный, алфавитный и пр.).Важно!
Не включайте в приложения список литературы, содержащий цитируемую литературу, так как в этом случае ссылки не будут связаны с цитатами в главах.
Рисунки и таблицы в приложениях имеют свою нумерацию:
Рис. П.1. «Название рисунка»; Таблица П.1. «Название таблицы»
Если приложение состоит из одного рисунка или одной таблицы, слова «Рис.» или «Таблица» НЕ пишутся.
По тексту должны быть расставлены ссылки на приложения, если это необходимо для связи основного текста и материала, содержащегося в приложениях.
Если вы хотите добавить в книгу предметный или алфавитный указатели, помните, что страницы должны быть указаны по файлу верстки (фактическое расположение), а не по файлу рукописи (word). Для грамотного составления указателей используйте функцию «Предметный указатель» (вкладка «Ссылки» — «Предметный указатель»). При таком способе разметки файла вся разметка экспортируется в файл верстки.
В противном случае вам придется самостоятельно сверить указатель по макету и вместе с правкой верстки прислать нам верные номера страниц.
Вернуться к содержанию ↑
Вниманию авторских коллективов!
Перед сдачей коллективного труда в издательство убедительно просим вас назначить одного ответственного за книгу автора, который потратит определенное время и приведет рукопись в порядок. Ведь порой каждый автор на свое усмотрение выбирает систему подачи материала и не ориентируется на своих коллег. В итоге вместо единого структурированного материала издательство получает набор глав, объединяет которые только содержание.Не оставляйте в файле свою внутреннюю переписку на полях, цветовую разметку пропущенных или исправленных фрагментов и указания типа «вставить», «заменить» и пр.
Если вы отдавали рукопись кому-то из рецензентов, не оставляйте на полях их комментарии и рекомендации (в режиме примечаний).
По возможности соберите все главы в один файл. Так ответственному за книгу будет легче понять, на что именно следует обратить особое внимание.
Важно!
Книга, в которой отсутствует единая структура и единообразное оформление равнозначных фрагментов, возвращается на доработку, что может существенно задержать ее выход в свет.
Вернуться к содержанию ↑
Контрольный лист подачи рукописи
Пожалуйста, проверьте себя перед сдачей рукописи в издательство. Отметьте в таблице все ключевые моменты, имеющие отношение к вашей книге. Это поможет сократить срок прохождения рукописи и избежать доработок.Контрольный лист подачи рукописи (краткий)
КОМПЛЕКТНОСТЬ |
Аннотация (оформлена по правилам издательства) |
□ |
□ |
Ключевые слова (не более пяти) |
□ |
||
Рецензенты |
□ |
||
Оглавление |
□ |
||
Список авторов |
□ |
||
Список сокращений* |
□ |
||
Предисловие* |
□ |
||
Введение |
□ |
||
Основной текст |
□ |
||
Контрольные вопросы, тесты, задачи, кейсы** |
□ |
||
Заключение |
□ |
||
Литература |
□ |
||
Приложения* |
□ |
||
* Необязательно ** На выбор автора |
Скачайте и заполните полный контрольный лист, чтобы быть уверенными в том, что вы все сделали правильно.
Скачать
полный контрольный лист |
Вернуться к содержанию ↑
Маркетинговая стратегия книги закладывается на этапе рукописи
Продвижение вашей книги является одним из важных этапов ее создания. Фундамент будущей маркетинговой стратегии закладывается еще на этапе подготовки рукописи. Давайте рассмотрим подробнее, в чем же заключается вклад автора в будущие успешные продажи его книги.В море информации, которое окружает современного человека, самой важной является поисковая и содержательная оптимизация. Что это значит?
Мы все привыкли искать нужную нам информацию в сети Интернет, будь то кратчайший маршрут до университета, книга по нужной нам тематике или магазин в шаговой доступности.
У современных поисковых систем сложный многоступенчатый механизм иерархии выдачи поисковых запросов, который в значительной степени зависит от краткого описания и ключевых слов, прописанных на странице вашей книги на сайте издательства. Чем лучше они отвечают потенциальным поисковым запросам читателей, тем выше вероятность, что именно ваша книга окажется в числе первых в результатах поиска.
Вернуться к содержанию ↑
Внесите свой вклад в будущее вашего издания
Помогите нам сформулировать базовые принципы, на которых будет строиться дальнейшая стратегия продвижения вашей книги.1. Уникальные преимущества издания.
2. Ключевая информация для эффективного поиска издания в сети Интернет.
3. Продающий текст для обложки издания.
4. Краткая биография автора-эксперта.
Вернуться к содержанию ↑
Уникальные преимущества издания
У вашего будущего издания наверняка есть одно или несколько уникальных преимуществ, которые помогут читателю ответить на простой вопрос — почему именно вашу книгу он должен прочитать или приобрести?Задайте себе этот вопрос и составьте на него письменный ответ.
1. Пять коротких преимуществ.
2. Суммарно не более 100 символов.
3. Ответ ориентирован на читателя.
Вернуться к содержанию ↑
Подготовка информации для успешной индексации книги в поисковых системах
1. Описание отражает содержание.Обдумайте, как бы вы на месте будущего читателя сформулировали поисковый запрос, для того чтобы найти вашу книгу. Включите ключевое слово в краткое описание.
2. Используйте синонимы.
Возможно, читатель будет искать книгу не по прямому запросу, а через синонимы. Продумайте возможные поисковые синонимы и включите их в описание.
3. Учитывайте смежные тематики.
Ваша книга соответствует нескольким или даже множеству тематик? Перечислите их в описании, для того чтобы поисковые механизмы учитывали их все.
4. Помогите читателю решить проблему.
Продумайте, какие незакрытые потребности читателя, с которыми он обращается к поисковой системе, поможет восполнить ваша книга (подготовка к экзамену, написание научной работы). Включите информацию об этом в описание.
Вернуться к содержанию ↑
Обложка вашей книги — лучший рекламный плакат
По данным исследований британских ученых, средняя продолжительность концентрации внимания у современного человека сократилась с 12 секунд в 2000 году до 8 секунд в конце 2020 года.Это означает, что у читателя, держащего в руках вашу книгу, есть ровно 8 секунд, для того чтобы принять решение — интересна она ему или нет.
Составьте продающий информационный текст для задней обложки вашей книги.
1. Первое предложение должно мотивировать читателя на дальнейшее изучение книги.
2. Заявите прямо о преимуществах вашей книги.
3. Коротко опишите тему, которой посвящена ваша книга, но не раскрывайте ее.
4. Обозначьте читательский адрес.
5. Сформулируйте ключевые слова книги в форме вопросов и дайте на них короткие ответы.
Вернуться к содержанию ↑
Знаю тебя — значит доверяю
Биография автора является одним из ключевых факторов, устанавливающих принцип доверительных отношений между ним и читателем.Кратко сформулируйте свою биографию, отталкиваясь от следующих вопросов.
1. Почему вы являетесь экспертом в данной области?
2. Какие факты могут подкрепить ваш образ эксперта (научные публикации по теме, опыт работы, участие в публичных мероприятиях и т.д.)?
3. Какие интересные штрихи могут сделать «карандашный» набросок вашей краткой биографии более ярким (хобби, ненаучные интересы)?
Либо воспользуйтесь нашей стандартной формой и предоставьте сведения о себе по образцу:
1) ученая степень, звание;
2) учебное заведение; занимаемая в настоящее время должность;
3) дополнительные почетные звания (по желанию);
4) информация о вышедших изданиях (по желанию);
5) сфера научных (профессиональных) интересов;
6) фотография (по желанию); требования к фото — формат *.TIF; *.JPG, *.PSD; разрешение 300 dpi, размер — не меньше 50 × 50 мм (фото), объем пересылаемого файла — не больше 3 Мб.
Объем текста не должен превышать 500—1000 знаков (с пробелами).
Образец:
ДИМИТРИЕВ АЛЕКСЕЙ ДИМИТРИЕВИЧ, доктор биологических наук.
Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, профессор кафедры менеджмента и маркетинга.
Заслуженный работник высшей школы РФ, почетный работник высшей школы РФ, заслуженный деятель науки Чувашской Республики.
Автор 22 монографий, 28 учебников и учебных пособий и более 200 научных статей.
Сфера профессиональных интересов: экология человека, гигиена питания, управление качеством продуктов питания.